Поиск информации

Искать среди правовых систем:



Искать среди разделов:




Календарь

« Март, 2017 года »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
Все события

Последние новости

04.08.00 Чтобы в любой ситуации - по закону...

Чтобы в любой ситуации - по закону...

В последние годы много разговоров и суждений можно услышать о реформе правовой системы России, построении правового государства, распространении правовой информации, роли и месте различных структур в этих процессах. Сегодня мы решили получить информацию, так сказать, от первого лица: мы беседуем с генеральным конструктором правовой информатизации России, заместителем генерального директора ФАПСИ Борисом КИСЕЛЕВЫМ.

- Борис Валентинович, какова, по вашему мнению, роль правовой информации в нашем обществе?

- Проведение правовой реформы, начало которой было положено в 1993 году принятием новой Конституции РФ, - одна из наиболее важных задач Российского государства на современном этапе. Правовая реформа должна охватить все сферы общественной жизни - от законотворчества до исполнения закона и судебного решения, от юридической науки до правового всеобуча и все слои общества - от государственного служащего до частного предпринимателя.

Качественное обновление общества, построение демократического правового государства невозможно без формирования в России единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую осведомленность всех структур общества и каждого гражданина. Удобное использование информации для удовлетворения социальных потребностей является одним из достоинств общества.

Необеспеченность прав граждан на информацию, манипулирование информацией вызывают неадекватную реакцию населения, а в ряде случаев ведут к политической нестабильности в обществе. В существующем законодательстве имеется немало противоречий. Действующие нормативные правовые акты быстро устаревают, поэтому часто изменяются и дополняются. Доступность правовой информации является необходимым условием дальнейшего развития и укрепления Российской Федерации как правового государства.

В правовой культуре нуждаются и власть, принимающая право как основной принцип своей деятельности, и граждане, обращающиеся к нормам закона для решения житейских проблем, разного рода конфликтов и споров. Следовательно, у должностных лиц и граждан должно быть достаточно знаний о правах и обязанностях, предусмотренных законом. Источником таких знаний является правовая информация.

- А что же мы будем понимать под термином "правовая информация"?

- В одних случаях правовой информацией признается смысловое содержание правовых норм, в других - акты, которые содержат правовые нормы. В сфере информационных технологий системами правовой информации (как в России, так и за рубежом) принято называть любые информационно-поисковые системы, которые обеспечивают доступ к правовым документам. Существенное значение имеют такие источники правовой информации, как судебная, арбитражная и нотариальная практика.

Потребности пользователей удовлетворяются путем предоставления документов, необходимые сведения из которых пользователи извлекают самостоятельно. Практическое использование правовой информации зависит от того, в какой мере она понятна и насколько правильно интерпретирована. Это важно, чтобы в любой ситуации люди могли принять не противоречащее закону решение, в полной мере реализовать и в случае необходимости защитить свои права.

- Теперь хотелось бы перейти к собственно правовой информатизации. Когда и как все начиналось?

- Началом реальных работ по этому направлению можно считать 1993 год, когда Указом Президента РФ была утверждена Концепция правовой информатизации России. В ней была поставлена глобальная задача - формирование в России единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности. Разумеется, справиться с этой задачей невозможно без современной инфраструктуры телекоммуникаций и квалифицированных специалистов. Поэтому решать проблемы правовой информатизации было призвано Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ. Оно обладает современными сетями передачи данных, большим опытом создания глобальных информационных систем и безопасных информационных технологий, опытными сотрудниками. Сейчас абонентские пункты системы передачи данных ФАПСИ развернуты практически во всех областных и республиканских центрах и ряде других городов страны.

- И что же мы имеем в результате? Что сделано к настоящему времени?

- Создана и функционирует основа общегосударственной системы правового информирования органов власти на базе федеральных органов правительственной связи и информации с использованием официальных текстов правовых актов, сформированных в центральном узле правовой информации. Функции этого узла выполняет НТЦ "Система".

Понимая государственную важность работы указанной системы (ведь правовая информация - это элемент цивилизованного управления государством), в ФАПСИ построена стройная организационная структура, которая показала свою эффективность и, надеюсь, получит развитие в дальнейшем.

- А какую информацию распространяет ФАПСИ по органам власти?

- К информационно-правовым ресурсам и системам, распространяемым ФАПСИ, относятся: эталонный банк правовых актов центрального узла правовой информации; банк правовых актов федерального уровня, содержащий официальные тексты документов; официальные и периодические издания правовой информации; банки правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и т.д.

- С кем реально ФАПСИ взаимодействует и какова технология этого взаимодействия?

- ФАПСИ обеспечивает обмен правовой информацией со всеми федеральными органами государственной власти.

На федеральном уровне информационно-правовые системы ФАПСИ установлены, постоянно актуализируются и используются в Ситуационном центре Президента РФ, в аппарате Совета безопасности РФ, в администрации Президента РФ, в аппарате Правительства РФ, в аппаратах палат Федерального Собрания, в аппаратах Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Сейчас разворачивается сотрудничество с Судебным департаментом при Верховном Суде.

Налажено и обеспечивается информационно-правовое взаимодействие с Минобороны России и практически всеми правоохранительными органами. Реализовано также информационно-правовое взаимодействие ФАПСИ с 33 федеральными органами исполнительной власти более чем на 1000 объектах по всей стране, включая их территориальные представительства.

- А что можно сказать о подобном взаимодействии с органами власти в регионах?

- Через органы ФАПСИ организовано информационно-правовое обеспечение органов государственной власти в 76 субъектах Российской Федерации. В 11 субъектах Российской Федерации приняты и реализуются региональные программы правовой информатизации. Во многих регионах работы доведены до уровня органов местного самоуправления.

- Одно из условий существования единого информационно-правового поля - соответствие регионального законодательства федеральному, Конституции. Как с этим дела?

- Анализ состояния дел в условиях бурного развития регионального законодательства свидетельствует, что до 20 процентов принимаемых субъектами Российской Федерации правовых актов противоречат Конституции РФ и федеральному законодательству. Это объективно способствует усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, развитию национализма, правового нигилизма, местничества и политического экстремизма, в конечном итоге, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу страны.

Поэтому в Концепции национальной безопасности Российской Федерации одними из основных направлений защиты конституционного строя определены: обеспечение приоритета федерального законодательства и совершенствование на этой основе законодательства субъектов Российской Федерации, а также обеспечение единства правового пространства России.

На сегодняшний день для решения задачи по оперативному доведению официальных текстов принятых правовых актов создана и функционирует достаточно устойчивая система с использованием новейших технологий и средств, а также структур ФАПСИ, позволяющая обеспечить информационную безопасность.

- Каково ваше видение решения задачи контроля соответствия регионального законодательства федеральному, а значит, создания единого информационно-правового поля?

- Давно назрела необходимость в более эффективной координации и управлении деятельностью органов государственной власти и управления на самом высоком уровне. По моему мнению, решение задачи контроля соответствия регионального законодательства федеральному может быть возложено на Главное государственно-правовое управление Президента РФ, ФАПСИ, Минюст России и органы прокуратуры в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий.

- Но все перечисленное вами работает в интересах органов государственной власти, а как обстоят дела с информационным обеспечением других слоев общества?

- До самого последнего времени доступ широких слоев общества к информационно-правовым ресурсам общегосударственной системы был практически невозможен. Это обстоятельство значительно снижало эффективность проведения правовой информатизации в России.

Совместными усилиями ГГПУ, ФАПСИ, Минкультуры России и Российского фонда правовых реформ было найдено, на наш взгляд, оптимальное решение по использованию общедоступных библиотек в качестве основы по созданию сети публичных центров правовой информации (ПЦПИ).

При ее создании были использованы хорошо отработанные в ФАПСИ технологии предоставления органам государственной власти официальных текстов правовых актов с применением государственной сети с гарантией обеспечения полноты, достоверности и целостности официальной правовой информации.

И что же мы сейчас имеем? Формирование российской сети ПЦПИ получило большой резонанс в федеральных органах власти, администрациях субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления. По образу созданных ПЦПИ во многих регионах в инициативном порядке подобные центры начали открываться на базе библиотек учебных заведений и муниципальных образований, а также в органах местного самоуправления. На 1 августа 2000 года в стране открыто более 120 подобных центров, хотя мы начали такую работу немногим более полутора лет назад. И этот процесс активно развивается.

На базе Российской государственной библиотеки и Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы открыты проблемные учебно-методические центры. ФАПСИ привлекло к работам по созданию публичных центров правовой информации Министерство образования РФ, МВД и ряд других заинтересованных министерств и ведомств. ПЦПИ создаются на базе учебных заведений, в первую очередь юридических, имеющих технически оснащенные библиотеки. К настоящему времени подобные центры развернуты уже почти в 30 высших учебных заведениях в различных регионах России.

Можно сказать, что впервые государство создает по-настоящему действенный механизм реализации конституционного права граждан на доступ к правовой информации, в том числе к официальным текстам правовых документов. Этот механизм особенно ценен в условиях, когда подавляющая часть печатных изданий не доходит до регионов.

Открытие центров дает дополнительный импульс для расширения начатых работ, перехода к созданию систем региональных и муниципальных официальных документов. Таким образом, развитие сети региональных и муниципальных центров с использованием единой информационно-технической базы на деле будет означать создание единого информационно-правового пространства, так как в этом случае будет осуществляться реальное объединение региональных и муниципальных баз данных.

            

Беседу вел

Сергей КОНСТАНТИНОВ.