Поиск информации

Искать среди правовых систем:




Искать среди разделов:




Календарь

« Ноябрь, 2017 года »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
Все события

29.04.11 Государство и правовая информация в электронном виде: состояние и перспективы

                                                                                                                  Будаков А.С., ФСО России

 

 

Государство и правовая информация в электронном виде:

состояние и перспективы

 

Правовая информатизация России в современной истории страны – относительно новое направление в жизнедеятельности государства и общества. Инициатором придания импульса работам по правовой информатизации России выступило Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации. 28 июня 1993 г. увидел свет Указ Президента Российской Федерации № 966, утвердивший Концепцию правовой информатизации России (далее – Концепция). Именно этот документ, оставаясь остро актуальным по нынешний день, задает основные направления реализации работ по данному направлению.

В Концепции определено, что главной целью правовой информатизации России является построение общенациональной правовой информационной системы, охватывающей все регионы, органы государственной власти и местного самоуправления. По своему содержанию она должна стать автоматизированной системой информационно-правового обеспечения правотворческой и правореализационной деятельности, правового образования и воспитания.

В Концепции определены основные участники создания системы:

ФСО России – головной исполнитель работ;

ФГУП «Научно-технический центр правовой информации «Система» ФСО России - центральный узел правовой информации;

органы государственной власти – ответственные за формирование и сопровождение банков правовой информации.

В рамках реализации Концепции на сегодняшний день создана и успешно функционирует на всей территории страны Государственная система распространения правовых актов в электронном виде (далее – ГСРПА).

ГСРПА основана на использовании государственных и муниципальных информационно-правовых ресурсов и предназначена:

для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов (далее – государственные органы) оперативной, официальной и достоверной правовой информацией в электронном виде;

для обеспечения государственных и муниципальных учреждений, органов местного самоуправления официальной и достоверной правовой информацией в электронном виде;

для обеспечения доступа иных организаций и физических лиц к правовым актам в электронном виде и повышения правовой культуры.

Информационной основой ГСРПА являются официальные тексты правовых актов и сведения о них, получаемые федеральными органами государственной охраны от государственных органов и органов местного самоуправления.

Технологической основой ГСРПА являются информационно-правовые системы, средства (системы) информационной безопасности и системы передачи данных (в том числе специальные и общего доступа), находящиеся в ведении федеральных органов государственной охраны, государственный Интернет-сайт правовой информации (Официальный интернет-портал правовой информации).

В ГСРПА обеспечиваются:

сбор, накопление, обработка (заполнение регистрационной карточки, содержащей основные реквизиты правового акта, формирование междокументных гипертекстовых ссылок, создание текущих редакций правового акта, кодификация правовых актов, выделение ключевых слов и другие операции), актуализация, хранение, а также централизованное распространение правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления (в том числе в страны ближнего и дальнего зарубежья);

обслуживание и поддержка интегрированного полнотекстового банка правовой информации (эталонного банка данных правовой информации), размещенного в центральном узле правовой информации;

защита информации, находящейся в специальных информационно-правовых системах, включая использование механизма электронной цифровой подписи для подтверждения целостности и достоверности правовых актов в электронном виде.

При этом в обработке правовых актов принимают участие государственные органы и органы местного самоуправления, издающие правовые акты. Например: Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации и Правовое управление Аппарата Государственной Думы.

Федеральные органы государственной охраны организуют установку и обслуживание информационно-правовых систем в государственных органах, государственных и муниципальных учреждениях, органах местного самоуправления, публичных центрах правовой информации, а также проводят обучение и оказывают консультативную помощь.

Доступ граждан к правовой информации осуществляется посредством публичных центров правовой информации и в сети Интернет.

Учитывая тематику нашей конференции: «доступ к правовой информации» несколько подробнее о публичных центрах правовой информации (далее - ПЦПИ).

В 1998 году по инициативе Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, ФАПСИ и Минкультуры при участии Фонда правовых реформ начаты работы по созданию сети ПЦПИ на базе общедоступных библиотек. Первый ПЦПИ создан в областной библиотеке в Смоленске, затем в Российской государственной библиотеке и Российской национальной библиотеке. 

Востребованность правовой информации гражданами, заинтересованность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления привели к активному росту количества ПЦПИ, значительному превышению запланированных показателей.

В последующие годы к этой работе подключились учебные заведения (сначала высшего образования, а потом и среднего), почтовые отделения.

С 2007 года создаются публичные центры доступа к российской правовой информации за рубежом на базе российских центров науки и культуры – загранпредставительств Росзарубежцентра (ныне – Россотрудничества). Они ориентированы в первую очередь на обеспечение информационно-правовых потребностей соотечественников, проживающих за рубежом, но востребованы и государственными органами и организациями, а также гражданами зарубежных стран.

Деятельность России по созданию ПЦПИ получила высокую оценку ЮНЕСКО.

Таким образом, ГСРПА сегодня это:

более 1,74 млн. правовых актов федерального и регионального уровней;

100% охват субъектов Российской Федерации;

около 10 тыс. корпоративных пользователей в государственных органах;

более 19,5 тыс. публичных центров (пунктов доступа) к правовой информации на базе общедоступных библиотек, учебных заведений, почтовых отделений и т.п. на территории Российской Федерации;

более 120 центров публичного доступа к российской правовой информации за рубежом;

круглосуточный свободный доступ к российской правовой информации в сети Интернет.

Необходимо отметить, что все вышеизложенное не подразумевает исключительной монополии ФСО России в проведении работ по правовой информатизации России.

В соответствии с Федеральным законом от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» принимаемые правовые акты размещаются на официальных сайтах этих органов.

Минюстом России совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации ведутся Федеральные регистры нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных нормативных правовых актов, реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Необходимо отметить и роль лидеров негосударственного сектора правовой информатизации: «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс», в том числе в обеспечении функционирования публичных центров правовой информации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что определенные практические результаты в области формирования и распространения правовой информации в электронном виде достигнуты.

Однако на повестку дня выходит задача постепенной трансформации ГСРПА в общенациональную правовую информационную систему - государственную систему правовой информации (далее - ГСПИ).

Основным содержанием перехода от ГСРПА к ГСПИ должно стать использование современных информационных технологий, электронного вида документа на всех этапах: от подготовки проекта правового акта до его официального опубликования и применения как государственными органами, так и гражданами России. Данный подход полностью соответствует таким современным понятиям как «электронное государство», «электронное правительство».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 1815-р утверждена Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)». Одним из мероприятий программы является «Развитие государственной системы правовой информации». Исполнителем мероприятия определена ФСО России.

Для успешного развития ГСПИ необходимо решить вопросы:

совершенствования нормативного регулирования различных аспектов информационно-правового обеспечения государственных органов и структур общества (в первую очередь официальности правовой информации в электронном виде);

унификации и стандартизации форм хранения, предоставления и обмена правовой информацией в электронном виде;

технологической поддержки нормотворческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления на основе единых технологических и технических решений;

создания системы официального опубликования правовых актов в электронном виде;

развития инфраструктуры центрального узла правовой информации;

обеспечения полноты, высокого уровня достоверности, актуальности и юридической обработки фондов официальной правовой информации;

обеспечения широкого свободного доступа к официальной правовой информации.

Практические работы по развитию ГСПИ уже проводятся. В том числе:

разработаны программные комплексы информационно-правовой поддержки правотворческой деятельности органов государственной власти как федерального, так и регионального уровня. При этом необходима их тесная увязка как с существующими системами Государственной Думы, так и с перспективными, например: ГАС «Законотворчество»;

разработан и введен в эксплуатацию Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.fso.gov.ru), который должен стать единым интегратором отечественного Интернет-пространства правовой информации. Мы ожидаем, что к работе Портала присоединятся многие участники правовой информатизации России, в том числе на региональном уровне.

Уже сегодня в работе портала принимают участие «Гарант», «Кодекс» и «КонсультантПлюс».

В ближайших планах находится и практическая реализация комплекса вопросов, связанных с официальным опубликованием правовых актов в электронном виде.

Мы полагаем, что ГСПИ будет состоять из набора функциональных подсистем, каждая из которых будет представлять собой сложную самостоятельную систему, функционирующую по единым нормативно-организационным и технологическим принципам, что в целом позволит обеспечить использование правовой информации в электронном виде на всех этапах ее существования, реализацию Концепции правовой информатизации России в полном объеме.