Поиск информации

Искать среди правовых систем:




Искать среди разделов:




Календарь

« Ноябрь, 2017 года »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
Все события

24.03.09 История развития правовой информатизации России

История работ по правовой информатизации берет начало в середине 1970-х годов, когда в соответствии с решениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР был дан старт этому направлению работ. Головная роль в решении поставленных задач была отведена Министерству юстиции СССР, при этом министерстве целевым назначением был создан Научный центр правовой информации. До начала 1990-х гг. именно это ведомство занималось проблематикой правовой информатизации.

К началу 1990-х гг. Министерству юстиции удалось создать заслуживающие внимания информационные фонды правовых актов СССР и РСФСР, были сформированы Свод законов СССР и Свод законов РСФСР. Однако существующая в то время идеология развития и ведомственная принадлежность систем связи и телекоммуникаций не позволяли осуществлять широкое информационно-правовое обеспечение деятельности органов власти государства и общества.

Изменение в начале 1990-х годов социально-экономических условий, образование суверенного государства - Российская Федерация - потребовали дальнейшего развития работ по правовой информатизации на более высоком уровне.

Инициатором придания нового импульса работам по правовой информатизации выступило подразделение Администрации Президента Российской Федерации - Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации. 28 июня 1993 г. был издан Указ Президента Российской Федерации № 966, утвердивший Концепцию правовой информатизации России.

В Концепции было определено, что построение общенациональной системы правовой информации необходимо осуществлять на основе высших достижений науки и техники, интеграции действующих средств коммуникации и связи и сопряжения различных систем правовой информации, поэтому функции головного исполнителя можно возложить только на организацию, обладающую мощным научно-техническим потенциалом в сочетании с развитыми средствами коммуникации. Такой организацией в то время являлось Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ). Работу по организации интегральных банков нормативных актов, формируемых из копий эталонных банков, а также по обеспечению к ним оперативного доступа пользователей других уровней системы было признано целесообразным возложить на центральный узел правовой информации, функции которого выполняет научно-технический центр правовой информации "Система" (далее - НТЦ "Система").

НТЦ "Система", имеющий статус самостоятельного хозяйствующего субъекта, был передан в ведение ФАПСИ, чтобы на его базе организовать центральный узел системы правовой информации (далее - ЦУПИ), включая ядро эталонного банка данных правовой информации.

В мае 1994 года проблематика работ по правовой информатизации России была включена в составе основных задач ФАПСИ в утвержденное Президентом Российской Федерации Положение о Федеральном агентстве правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации.

В достаточно сжатые сроки совместно с Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации были разработаны технология и программные средства ведения эталонного банка данных правовой информации. Первичное поступление текстов правовых актов в НТЦ «Система» для пополнения эталонного банка было организовано в соответствии с официальными перечнями рассылки правовых актов федеральных органов государственной власти. Помимо этого были развернуты работы по информационному наполнению эталонного банка ретроспективными фондами.

В эталонный банк включены указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, федеральные законы и федеральные конституционные законы Российской Федерации, правовые акты Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, правовые акты Конституционного Суда Российской Федерации (с 1992 г. по н.в.).

Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 1994 г. N 662 на НТЦ «Система» были возложены обязанности по изданию и распространению Собрания законодательства Российской Федерации в машиночитаемом виде, принято решение о его распространении через систему федеральных органов правительственной связи и информации. Этим же Указом было определено, что тексты федеральных законов, распространяемые НТЦ "Система" в машиночитаемом виде, являются официальными, официальным также является Собрание законодательства Российской Федерации в машиночитаемом виде. Несколько позже, после выхода Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г.   № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», НТЦ "Система" было поручено распространение ещё одного официального электронного издания - Бюллетеня нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Тексты актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, распространяемые в машиночитаемом виде НТЦ "Система", также были признаны официальными.

В целях реализации поставленных задач была разработана и практически реализована совместная с издательством «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации технология формирования очередных номеров официальных и периодических изданий в машиночитаемом виде.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 1994 г. N 1181 ФАПСИ было поручено осуществлять через НТЦ "Система" информационно-правовое обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти. Во исполнение этого постановления были разработаны и утверждены руководством ФАПСИ Положение по информационно-правовому обеспечению деятельности федеральных органов исполнительной власти и план его реализации. Указанные документы составили основу для организации и осуществления информационно-правового взаимодействия ФАПСИ с федеральными органами государственной и исполнительной власти.

Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 1995 г. N 808 была утверждена президентская программа «Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации», разработанная в соответствии с Концепцией правовой информатизации России. Реализация президентской программы "Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации" возлагалась на ФАПСИ, НТЦ "Система" и НЦПИ при Минюсте России.

Основными задачами, которые ФАПСИ решало в первоочередном порядке в рамках координации работ и проведения государственной политики в области правовой информатизации России, являлись:

организация проведения и сопровождение НИОКР в рамках правовой информатизации России;

проведение практических мероприятий по построению Государственной системы распространения правовых актов в электронном виде (далее - ГСРПА).

С 1996 года ФАПСИ была развернута активная работа по заключению соглашений об информационно-правовом взаимодействии между ФАПСИ и федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В основу соглашений был положен принцип безвозмездного обмена правовой информацией между ФАПСИ и партнерами, при этом ФАПСИ брало на себя обязательства по безвозмездному информационно-правовому обеспечению деятельности государственных органов. В числе первых такие соглашения были заключены с Минобороны России, ФПС России, Главной военной прокуратурой, Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

С 1997 года НТЦ "Система" как головной исполнитель начал реализацию президентской программы "Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации" в рамках обеспеченного финансирования (около 13,6% от запланированного). Создание организационных и технических возможностей информационно-правового взаимодействия с региональными узлами правовой информации и субъектами Российской Федерации включало реализацию проектов по созданию и развитию центрального узла правовой информации (ЦУПИ) как информационно-коммуникационного ядра общенациональной системы правовой информации. В дальнейшем это позволило приступить к созданию практически во всех субъектах Российской Федерации основы единой ГСРПА с использованием системы передачи данных "Атлас" (далее - СПД "Атлас").

По образу и подобию президентской программы в субъектах Российской Федерации были приняты в ряде регионов собственные программы правовой информатизации. Непременными участниками реализации этих программ были территориальные органы ФАПСИ, которым отводилась головная роль.

В 1998 году был получен первый опыт использования ГСРПА для организации и проведения широких обсуждений наиболее значимых для страны и общества законопроектов. Совместно с профильными комитетами и аппаратами Государственной Думы успешно было проведено обсуждение проекта Налогового кодекса Российской Федерации. Несколько позже по аналогичной схеме будет организовано обсуждение проектов Лесного и Водного кодексов Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 была утверждена новая редакция Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Среди национальных интересов во внутриполитической сфере были определены интересы в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, единства правового пространства и правопорядка.

Концепция правовой информатизации России, головная роль ФАПСИ в её реализации полностью оказались соответствующими национальным интересам государства в области безопасности.

К этому времени помимо государственного сектора правовой информатизации эффективно работали коммерческие организации, оказывающие информационно-правовые услуги, в первую очередь, НПП "Гарант", "АО "Консультант Плюс", ИПК "Кодекс".

В государственном секторе правовой информатизации чётко обозначилось неоспоримое лидерство ФАПСИ. Информационно-правовые системы (ИПС) ФАПСИ несколько уступали по сервисным возможности коммерческим системам, но за счёт безвозмездности предоставления и надежности имели свое достойное место в органах государственной власти и других государственных организациях.

В 2002 году ФАПСИ была создана новая ИПС «Законодательство России» и как электронное периодическое издание «Эталонный банк правовой информации «Законодательство России» прошла государственную регистрацию в Минпечати России, заменив собой достаточно долго и успешно поработавшую ИПС "Банк правовых актов".

С 1 июля 2003 года функции и задачи ФАПСИ в части правовой информатизации России были переданы созданной Службе специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации (Спецсвязь России).

В августе 2004 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 августа 2004 г. № 1013 «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации» была проведена реорганизация ФСО России.

Одновременно этим Указом было утверждено Положение о ФСО России, в соответствии с которым в качестве одной из основных задач ФСО России определена задача осуществления государственной политики в области правовой информатизации Российской Федерации и координации работ, производимых в этой сфере.

Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2005 г. № 329 были внесены изменения в правовые акты Президента Российской Федерации по вопросам правовой информатизации России, головная роль в реализации работ по правовой информатизации была возложена на ФСО России.

Можно констатировать, что к настоящему времени завершен условный первый этап работ по правовой информатизации России, начатый ФАПСИ в 1994 году с "нулевого цикла". Создание ГСРПА на практике реализовало основные теоретические положения Концепции правовой информатизации России, что позволяет в настоящее время реально приступить к дальнейшему решению задач, определённых Концепцией.