Поиск информации

Искать среди правовых систем:




Искать среди разделов:




Календарь

« Май, 2017 года »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
Все события

24.03.09 Состояние и проблемы развития сети публичного доступа к правовой информации

   CPDК настоящему времени сеть публичных центров правовой информации (ПЦПИ) в России, по данным Минкультуры России, а также по экспертным оценкам ряда неправительственных организаций, включает более 4200 ПЦПИ. На основе ПЦПИ развернута огромная работа по правовому информированию и правовому просвещению населения.
 
   Во многом благодаря открытию центров, происходит переосмысление и подтверждение новой роли библиотек в жизни местных сообществ. Информационная деятельность библиотек почти повсеместно становится частью действий региональных и муниципальных властей по продвижению основных направлений социальной политики в регионах России.
 

   В 1998 году работу по созданию сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек (ПЦПИ) начинали государственные органы – Министерство культуры Российской Федерации, ФАПСИ, а также Российский фонд правовых реформ, затем подключились общественные и коммерческие организации. Сегодня можно сказать, что неотъемлемой частью механизма функционирования сети ПЦПИ являются коммерческие организации, работающие в сфере оказания информационно-правовых услуг: ИПК «Кодекс», НПП «Гарант», но, особенно, АО «КонсультантПлюс».
 
   Развитие сети публичного доступа к правовой информации является одним из направлений деятельности Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в рамках реализации одного из четырех разработанных ЮНЕСКО основных принципов построения обществ знаний, а именно принципа всеобщего доступа к информации, прежде всего информации, являющейся общественным достоянием.
 
   По состоянию на конец марта 2009 года, информационно-правовые системы ФСО России («Законодательство России» и «Официальные и периодические издания правовой информации») установлены и поддерживаются в 4226 публичных центрах правовой информации во всех регионах страны. Необходимо особо подчеркнуть, что здесь речь идет исключительно об официальных установках, подтвержденных подписанием многостороннего акта установки, получением регистрационного номера в ФСО России и последующим поддержанием актуальности используемого информационно-правового фонда.
 
   Несмотря на то, что программа реализуется уже почти 11 лет, по-прежнему наблюдается устойчивый рост количества центров правовой информации. Причем можно говорить и об их востребованности, и об усиливающейся заинтересованности в них со стороны, в первую очередь, органов местного самоуправления. Так, среди открывшихся центров более 70% находятся в библиотеках муниципального уровня, находящихся на значительном удалении от республиканских и областных центров, в том числе в сельских библиотеках. Однако делать вывод о том, что это стало устойчивой тенденцией, наверное, пока не стоит, поскольку большая часть таких центров открыта далеко не во всех регионах страны. Скорее, это показывает потенциальную возможность и направление дальнейшей работы по развитию сети публичных центров.
 
   Определенный интерес представляют еще и то, что помимо общедоступных библиотек информационно-правовые системы ФСО России установлены в центрах правовой информации, созданных на базе ВУЗов во всех регионах страны, ПТУ, общеобразовательных школ, почтовых отделений ФГУП «Почта России».
 
  UfaОбеспечение доступа населения к правовой информации через сеть ПЦПИ стало неотъемлемой составной частью государственной системы распространения правовых актов в электронном виде, функционирование которой поддерживает ФСО России. Весь информационно-правовой фонд, который распространяется и постоянно актуализируется для органов государственной и муниципальной власти, в полном объеме, без каких-либо изъятий и ограничений доступен всем пользователям публичных центров правовой информации.
 
   По состоянию на конец марта 2009 года, в состав распространяемого информационно-правового фонда входит около 1,44 млн. документов федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
   Способы доставки (актуализации) правовой информации до ПЦПИ напрямую зависят от степени развитости средств связи и коммуникаций. Учитывая их, в целом, довольно плачевное для начала ХХI века состояние во многих регионах, особенно, в небольших отдаленных населенных пунктах, наряду с применением современных средств удаленного доступа (Интранет/Интернет), до сих пор используется такой способ доставки, как услуги курьера (дискеты, CD/DVD): от 30% ПЦПИ в Центральном федеральном округе до 50% в остальных федеральных округах.
 
    Было отмечено, что самые активные категории пользователей ПЦПИ – студенты юридических факультетов вузов, практикующие юристы, предприниматели и пенсионеры.
   Активная работа ПЦПИ по правовому просвещению населения осуществляется с помощью выставок, информационных стендов, листков и буклетов, обзоров законодательства. Формируются подборки материалов, тематические папки по актуальным социально-правовым вопросам.
 
   Постепенно внедряются в жизнь различные формы массового правового информирования: дни информации, дни специалиста, обзоры на радио, телевидении и в печати, информационные страницы на www-сайтах библиотек – «Общественная юридическая приемная», «Школа правовых знаний для всех» и т.д. ПЦПИ занимаются информационной поддержкой значимых общественно-политических событий в Российской Федерации и регионах путем оформления тематических выставок и информационных стендов.
 
   В регионах Сибири и Дальнего Востока, простирающихся на огромных территориях (сравнимых с территориями европейских государств), активно развивается такая форма работы, как «Мобильная правовая библиотека». В её рамках осуществляется взаимодействие центрального регионального ПЦПИ с соответствующими центрами в муниципальных и сельских библиотеках. 
 
   RGBВажное место в работе ПЦПИ занимает обучение посетителей навыкам работы с информационно-правовыми системами. Специально для обучающихся групп и индивидуальных пользователей в ряде центров их сотрудниками разработаны тренинги по методике поиска правовой информации.
Сотрудники центров ведут постоянные опросы пользователей для выяснения их информационных потребностей, с учетом которых корректируются виды предоставляемых услуг.
 
   В деятельности ПЦПИ особой популярностью пользуются общественные приемные. В процессе их деятельности происходит не только консультирование граждан по интересующим их юридическим вопросам, но и проводятся комплексные акции по злободневным темам, в ходе которых представители власти ведут разъяснительную работу с населением, отвечают на вопросы, совместно обсуждают проблемы жизнеобеспечения регионов и поселений, различные аспекты законодательного процесса. ПЦПИ сегодня становятся реальными общественными центрами, в которых граждане имеют возможность высказать свои предложения и замечания к местным законам и иным нормативным актам. В региональных ПЦПИ налаживается сотрудничество с Уполномоченным по правам человека, региональной избирательной комиссией, органами здравоохранения и социальной политики.
 
   Как показывает анализ деятельности ПЦПИ, пользователи и сотрудники ПЦПИ предпочитают работать с электронными информационно-правовыми системами и литературой, а Интернет используют в качестве вспомогательного средства. Интернет незаменим для того, чтобы оперативно получить необходимую информацию, узнать, что нового появилось в законодательстве. Но для обстоятельной аналитической работы информационно-правовые системы и традиционные источники более удобны и функциональны.
 
  x_2008 К сожалению, пока ещё мало используется соответствующий зарубежный (в т. ч. англоязычный) сегмент сети. Главное тому объяснение - слабое знание иностранных языков пользователями, а существующие электронные переводчики не способны достоверно перевести на русский язык правовые нормы законодательства иностранных государств. Другая сторона этой проблемы состоит в том, что ситуация в Интернет за последние годы изменилась, и, если еще несколько лет назад большинством правовых ресурсов сети можно было воспользоваться безвозмездно, то сейчас все большая их часть доступна лишь на платной основе.
 
   Подводя итоги, в целом, можно признать развитие в России сети ПЦПИ интересным, успешным и стабильным. Однако, несмотря на значительную работу, проделанную и по формированию этой сети, и по совершенствованию ее деятельности, предстоит сделать еще больше.
 
   ПЦПИ должны стремиться расширять свои услуги по обучению пользователей работе в информационно-правовых системах, расширять и совершенствовать систему курсов для читателей, желающих научиться поисковым навыкам в информационно-правовых системах. В этих целях необходимо углублять сотрудничество с производителями информационно-правовых систем.
 
   В целях предоставления не только информационной, но и квалифицированной юридической услуги необходимо налаживать взаимодействие с бесплатными юридическими службами региональной или муниципальной администрации, а также юридическими факультетами высших учебных заведений. 
 
   Необходимо также расширять как спектр информационно-правовых ресурсов, так и спектр услуг для населения, основанных на применении современных информационно-коммуникационных технологий.
 
  Cudak Должна быть усилена координация государственных структур, ответственных за решение проблем обеспечения свободного доступа к информации и создание мест общественного доступа к информации.
 
   Должно совершенствоваться функционирование самой сети ПЦПИ именно как сети, включая вопросы эффективного взаимодействия центров внутри сети. Накопленный опыт с большей очевидностью показывает, что успешное их развитие возможно только при постоянном взаимном общении центров, обмене опытом работы и информационными ресурсами, совместном анализе результатов, координации деятельности.
 
  Деятельность сети ПЦПИ должна отслеживаться, патронироваться и продолжать оставаться одним из любимых детищ Минкультуры России со всеми вытекающими отсюда последствиями. Иными словами, основные проблемы и задачи развития сети публичного доступа к правовой информации в России связаны с необходимостью превращения сети ПЦПИ в реально действующий единый механизм: с общим организационным и технологическим управлением; с эффективно работающей системой обмена положительным опытом; планированием деятельности; отчетностью перед вышестоящими органами.
 
   Развитие сети ПЦПИ в качестве реального механизма осуществления прав граждан на доступ к информации должно рассматриваться как позитивный опыт деятельности государства в области обеспечения всеобщего доступа к информации, поэтому центры доступа к правовой информации, в том числе информации о деятельности органов власти различных уровней, должны и могут быть организованы в каждой городской и районной библиотеке.
 
   Современная библиотека - это реальный центр общественной жизни, оказывающий активное влияние на формирование личности российского гражданина. ПЦПИ как часть библиотеки – такой же реальный институт, только применительно к правовой сфере/информации.
 
   Деятельность ПЦПИ в качестве посредника между властными структурами и населением способна оказать влияние на рост гражданской позиции россиян и содействовать их вовлечению в активную общественную жизнь. Библиотеки, в которых открыты и активно функционируют ПЦПИ, создают предпосылки к тому, чтобы стать общепризнанной трибуной для законотворческих дискуссий граждан и общественных объединений, а также творческой мастерской для развития законодательной базы региона, способной оказать серьезное влияние на повышение правосознания и правовой культуры населения.
 
   В конечном итоге, рост правовой грамотности и правосознания населения способствует повышению действенности законодательства и содействует построению демократии и гражданского общества в России.